Мнения

Александр Коцюба: «Для запуска серийного производства новых самолетов «Антонов» необходимо около 700 миллионов долларов»

Александр Коцюба

Президент компании «ГП «Антонов» Александр Коцюба — о трудностях и достижениях главного предприятия авиастроительной отрасли Украины.

Март 2017 стал важным для истории ГП «Антонов». 31-го числа в небо впервые поднялся новый самолет-демонстратор. В будущем он станет универсальным самолетом, который можно будет использовать как для гражданских, так и для военных целей.

Запуск нового летательного аппарата доказывает, что ГП «Антонов» не планирует терять свою весомую роль в авиастроительной отрасли Украины и мира. Что для этого делает предприятие, и каким образом руководство собирается привлекать инвестиции в «Антонов» рассказал президент компании Александр Коцюба.

LDaily: ГП «Антонов» считается национальным достоянием Украины. Самолеты «АН» всегда славились во всем мире. Александр, несмотря на это, объясните, как повлиял очередной кризис в стране на работу предприятия?

А. Коцюба: Ситуация, сложившаяся в нашей стране, стала определенным толчком для реформирования и дальнейшего развития нашего предприятия. За последние несколько лет мы значительно расширили международное сотрудничество, проводили поиски нового стратегического партнера, новых рынков, осуществили важные шаги в реструктуризации предприятия для обеспечения его соответствия международным стандартам и нормам. Принятые меры для развития системы послепродажного сервиса самолетов.

Следует отметить, что «Антонов» получил поддержку и на государственном уровне. Приняты определенные законопроекты, направленные на содействие развитию отечественной авиационной отрасли.

LDaily: До начала конфликта на Востоке Украины ГП «Антонов» находилось в тесных партнерских отношениях с Россией. Как на вас повлияло прекращение сотрудничества со страной-агрессором?

А. Коцюба: После разрыва кооперационных связей с Россией мы активно включились в процесс импортозамены. Он включает в себя поиск новых поставщиков, закупку соответствующих комплектующих, их установку и испытание на испытуемых самолетах с целью проведения сертификации. Без этого самолет нельзя вводить в эксплуатацию, а, следовательно, и поставлять заказчикам.

Только на самолетах семейства Ан-148/Ан-158 должно быть заменено более 5400 наименований комплектующих. Все это требует времени и финансирования, которое «Антонов» осуществляет за свой счет.

Время на выполнение импортозамены — это время, которое отбирается у серийного производства. Сегодня в цехах «Антонов» — 10 самолетов семейства Ан-148/Ан-158 различной степени готовности. Для завершения их построения необходимо оборудовать самолеты и системами, и агрегатами от новых производителей.

LDaily: А сколько новых самолетов вообще было выпущено за последние несколько лет?

А. Коцюба: «Антонов» начал заниматься серийным выпуском самолетов непосредственно лишь с конца 2009-го года, когда к предприятию решением правительства Украины был присоединен «Серийный завод «Авиант». С тех пор на предприятии было развернуто производство региональных реактивных самолетов Ан-148, Ан-158 и их самолетокомплектов, которые по тогдашней кооперационной схеме поставлялись в Россию, где по лицензии также велось строительство самолетов Ан-148.

С 2010 по 2015 годы на «Серийном заводе «Антонов» было построено 4 самолета Ан-148, 6 Ан-158 и 6 Ан-32.

В 2015 году завершено строительство и начаты испытания нового транспортного реактивного самолета Ан-178.

LDaily: Какие страны наиболее активно заказывают украинские самолеты?

А. Коцюба: Традиционные рыночные ниши продукции «Антонов» — транспортные, региональные самолеты, самолеты специального назначения. В свое время они эксплуатировались в 75 странах мира. Самолеты «АН» хорошо известны в Азии, Латинской Америке, Африке. Их ценят, прежде всего, за надежность и неприхотливость к условиям эксплуатации.

LDaily: Поступают ли сейчас к ГП «Антонов» предложения о строительстве самолетов в кооперации с иностранными партнерами?

А. Коцюба: Да, конечно. Например, 31-го марта этого года в небо поднялся новый самолет-демонстратор Ан-132Д, созданный в тесном сотрудничестве и по заказу партнера из Королевства Саудовская Аравия. К его построению присоединились предприятия отечественной авиационной отрасли, а также — мировые ведущие компании-поставщики. Эта программа развивалась высокими темпами. С начала разработки самолета до его первого полета прошло всего полтора года.

Ан-132Д является первым прототипом будущего легкого транспортного самолета Ан-132, предназначенного для выполнения гражданских и военных задач, который способен работать в различных климатических условиях и базироваться в различных аэропортах: в том числе — грунтовых и высокогорных. Его стартовым заказчиком должно стать КСА. Впоследствии мы вместе с партнерами планируем выйти и на другие рынки.

LDaily: Почему было принято решение подписать меморандум с китайской компанией China airspace по проекту Ан-225 Мрия? Кому сейчас принадлежат права на самолет Ан-225?

А. Коцюба: Это сотрудничество будет взаимовыгодным. На нашем предприятии еще со времен СССР сохранились основные агрегаты (фюзеляж, крыло, хвостовая часть, центроплан) для построения второго экземпляра «Мрии». Однако необходимо будет использовать целый ряд новых систем и комплектующих для обеспечения соответствия Ан-225 современным нормам. Это будет почти новый самолет с новой электроникой и «начинкой».

Все права разработчика и держателя сертификата Ан-225 останутся в ГП «Антонов».

LDaily: По вашему мнению, сколько ГП «Антонов» необходимо денежных инвестиций для запуска масштабного производства?

А. Коцюба: Для запуска серийного производства самолетов Ан-148, Ан-158, Ан-178, Ан-132 необходимо около 700 млн долларов. Эта сумма состоит из целого ряда статей расходов, включая импортозамену, подготовку производства, приобретение высокопроизводительного оборудования и модернизацию имеющегося оборудования, реконструкцию производственных площадей, развитие имеющихся и внедрение современных IТ-технологий.

Анализ финансовых показателей ГП «Антонов» за ​​2016 показывает улучшение экономического состояния предприятия. Так, в 2016 году чистая прибыль по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий год выросла почти в 4,2 раза до 178,08 млн грн.

По данным предприятия о выполнении показателей эффективности использования государственного имущества, чистый доход от реализации продукции за прошлый год составляет около 3, 64 млрд грн. Все выплаты в пользу государства за 2016 составляют 299, 13 млн грн.

При этом EBITDA за 2016 выросла на 59,7% по сравнению с 2015 годом и достигла более 37,32 млн грн.

LDaily: Сейчас в Украине проводится активная политика привлечения инвесторов. Какие шаги, на Ваш личный взгляд, следует выполнить государству для привлечения инвестиций в строительство самолетов и улучшение имиджа страны в мире?

А. Коцюба: Важным фактором для достижения этой цели является изменение формы собственности ГП «Антонов». Соответствующее решение уже принято Правительством Украины. Процесс начался. Контрольный пакет акций будет принадлежать государству, ведь «Антонов» — стратегическое предприятие Украины.

У нас много интересных проектов, которые мы можем предложить инвесторам. Уверены, что привлечение инвестиций в программы «Антонов» станет мощным импульсом для развития не только нашего предприятия, но и всей самолетостроительной отрасли, что и будет способствовать повышению имиджа Украины как высокотехнологического государства и надежного партнера в сфере международной кооперации.

Комментировать