Новости

Блокировка регистрации налоговой накладной: чем закончится эксперимент с налоговой системой Украины?

Не успели утихнуть страсти вокруг введения (с 01.03.2017) новой формы налоговой накладной с обязательным указанием кода товаров (по УКТ ВЭД) или кода услуг (за ДКПП), как для плательщиков налога на добавленную стоимость придумали другое испытание: внедрение (с 01.04.2017 по 01.07.2017) тестового периода приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки или как его назвали — «блокирование регистрации налоговой накладной».

Этот механизм предусматривает возможность приостановления регистрации налоговых накладных в том случае, если эти налоговые накладные будут соответствовать определенным критериям степени рисков. Такой мониторинг соответствия отдельных налоговых накладных степени рисков, по замыслу законодателя, должно осуществляться автоматически (с помощью программного обеспечения), а сами критерии будут определяться Министерством финансов Украины. Однако прошла уже третьей декаде марта 2017 года, а критерии степени рисков до сих пор не обнародованы и не представлены для обсуждения и проведения консультаций с общественностью.

Основной идеей введенного механизма «блокировки регистрации налоговой накладной» является то, что такая система должна эффективно противодействовать мошенничеству с налоговым кредитом недобросовестных налогоплательщиков: так называемые «скрутки», при условии применения которых происходит трансформация одного товара в другой товар или услугу.

В полной мере механизм остановки регистрации налоговой накладной начнет действовать с 01.07.2017. В упрощенном виде он предусматривает следующее:

  • собственно остановку регистрации налоговой накладной;
  • предоставление плательщиком объяснений и копий документов по хозяйственной операции;
  • рассмотрение специальной комиссией ДФС Украины объяснений и документов плательщика и принятие решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной.

Основным следствием «блокировки налоговой накладной» является то, что покупатель товара (услуги) не получает налоговый кредит, и, как результат, имеет меньший лимит для регистрации следующих налоговых накладных и увеличение обязательств по уплате налога в бюджет. В течение тестового периода фактическое приостановление регистрации не происходит: плательщики только информируются об определенных критериях оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления. Но идея идеей, а как насчет реалий?

Напомним, что в рамках предыдущей публикации мы уже касались проблемы современного применения «Налогового кодекса Украины», которая заключается в осложненной процедуре применения кодов УКТ ВЭД и ДКПП при составлении налоговых накладных. Сегодня этот вопрос решен лишь частично путем введения условных кодов товаров для таких категорий как недвижимость, тепло, вода и воздух.

Понятно, что сопоставление кодов УКТ ВЭД и ДКПП по полученным и выданным налоговым накладным, с большой вероятностью, будет одним из значимых критериев для «блокировки регистрации налоговой накладной». Простое сравнение таких кодов является нецелесообразным и даже — опасным ввиду значительного количества их комбинаторных сочетаний в конечном продукте (как продукции, так и услуг), что можно считать существенным риском для плательщиков реального сектора экономики.

Так, например, под блокировку может попасть налоговая накладная предприятия, выписанная по операциям предоставления услуг по уходу за телом с соответствующим кодом ДКПП. Причина — для предоставления такой услуги покупалось пиво, которое является, между прочим, подакцизным товаром. А это — только операция по предоставлению одной из стандартных процедур SPA-салонов.

Другой пример — это продажа товара, закупка которого состоялась до внедрения системы электронного администрирования НДС или у неплательщиков НДС. Информация о такой закупке отсутствует в информационных базах ДФС, что также может быть расценено как продажа нереально полученного товара. Существует еще один распространенный пример, когда при применении алгоритма «блокировки регистрации налоговых накладных» возможны негативные последствия. Речь идет о получении предоплаты за товары, которые плательщик планирует поставлять в следующих отчетных периодах и которые, на момент ее получения, еще отсутствуют у такого плательщика (приобретение такого товара будет происходить в следующих налоговых периодах).

С учетом всего вышесказанного, возникает вопрос: какие критерии, кроме кодов УКТ ВЭД и ДКПП, являются целесообразными для применения в алгоритме «блокировки регистрации налоговой накладной»?

Поскольку Государственная фискальная служба Украины при отработке нереальных хозяйственных операций использовала такие показатели как наличие трудовых и материальных ресурсов, изменение должностных лиц предприятия, сумма уплаченных налогов за определенный предыдущий период, то вполне логично предположить, что данные критерии в определенной степени найдут отражение в критериях, которые будут заложены в механизм остановки регистрации налоговой накладной. Но также нужно учитывать определенные отраслевые различия. Таким образом, сфера предоставления услуг менее материалоемкой, чем сфера производства. То же можно сказать и об имеющихся трудовых ресурсах. От критериев оценки рисков, сформированных Министерством финансов Украины, и алгоритмов их реализации зависит защита, как отечественного производителя, так и инвестора.

Поскольку 2 квартал 2017 является тестовым для механизма приостановления регистрации налоговой накладной как для органов исполнительной власти, так и для налогоплательщиков, есть определенная надежда, что критерии и алгоритмы данного механизма» будут отработаны и станут применяться только при наличии манипуляций или осуществлении нереальных хозяйственных операций.

В противном случае,

вопрос «блокировки налоговых накладных», видимо, будет касаться большинства плательщиков налога на добавленную стоимость: одних — в части приостановления регистрации налоговых накладных, других — в части недополучения налогового кредита.

Это, в свою очередь, может привести к значительной трансформации договорных отношений в Украине и к изменению конфигурации денежных потоков. Как показывает практика, отсутствие какой-либо официальной информации о критериях оценки степени рисков от центрального органа исполнительной власти свидетельствует об отсутствии рискоориентированной фискальной политики в целом, что в итоге спровоцирует вмешательства контролирующих органов в деятельность налогоплательщиков.

К сожалению, нужно признать, что Министерство финансов Украины как инициатор таких кардинальных изменений в масштабах страны ни в период работы над законопроектом № 5368 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)», ни в текущем году не выполнило работу по разработке и внедрению критериев оценки степени рисков.

Читайте также: Новый порядок формирования налогового кредита может привести к банкротству предприятий ЖКХ

Комментировать