Мнения

Что означает закрытие украинского неба и как это соотносится с международным правом

Реакция части общественности на инициативу украинских властей ввести санкции против российских авиакомпаний, которые выполняли или выполняют полеты в закрытое Украиной воздушное пространство Крыма, была разнообразна в своей однозначности. «Украина поджимает хвост в ожидании ответных мер», «Украина опасается зеркальных санкций РФ», «Украина выстрелила себе в ногу – и именно украинские пассажиры пострадают больше всех». После таких громких заявлений все ожидали закрытия пространства для украинских авиакомпаний со стороны России. Но официальная реакция оказалась неожиданно мягкой: РФ составила список лишь из пяти авиакомпаний, которым запретила полеты в своем воздушном пространстве. Как это событие повлияет на авиаполитику Украины и что стоит за таким выбором чиновников, рассуждает Андрей Гук – эксперт, специализирующийся на авиационном праве.

Даже такие «мягкие» меры России с юридической точки зрения не обоснованы и нарушают межправительственное соглашение о воздушном сообщении между Украиной и РФ. В этом соглашении предусмотрено право одной страны ограничить авиакомпании другой страны, если те нарушают правила или решения такой страны. Украина и международные организации давно закрыли пространство над Крымом в связи с возможными двойными указаниями диспетчеров (Украина и РФ одновременно заявили о контроле над воздушным пространством Крыма, что неприемлемо с точки зрения безопасности полетов).

Но многие российские авиакомпании начали или продолжили выполнять полеты в Крым. Госавиаслужба Украины методично фиксировала и выписывала штрафы всем летающим за каждый полет. Но эти штрафы игнорируют и не платят, полеты продолжаются, а «Аэрофлот» еще и оспаривает все протоколы в судах Украины. В любом случае Украина зафиксировала бесспорные нарушения со стороны авиакомпаний РФ, и вместе с внутренним законом о санкциях это стало обоснованием и причиной введения запрета таким авиакомпаниям полетов в Украину.

Таким образом, действия украинской стороны полностью соответствуют как внутреннему, так и международному законодательству.

В таких условиях РФ оказалась в юридическом тупике. Ведь украинские авиакомпании ничего не нарушали, но ответить как-то надо. В упомянутом соглашении предусмотрена процедура обязательных консультаций между авиационными властями стран, если одна из них планирует ввести какие-либо ограничения. При этом, обязательно необходимо назвать и разъяснить, какие причины ограничений и какие требования необходимо выполнить чтобы их снять. Такая процедура должна быть выдержана в случае, если причина ограничений не в нарушениях авиакомпаниями законодательства и правил РФ.

РФ же официально не объяснила причины, не провела консультации, не выставила никаких требований. Таким образом, действия РФ нарушают международное право. Причем, единственным способом не нарушить соглашение о воздушном сообщении со стороны РФ было обязать собственные авиакомпании не летать в Крым и выплатить штрафы, ничего в ответ не применяя к украинским авиакомпании.

Не знаю, присутствовало ли стратегическое мышление, когда РФ ставили в такое положение, но получилось сильно.

Дальше – больше. Украина опять-таки в исполнение соглашения о воздушном сообщении запросила у Росавиации разъяснение: каковы причины запрета в отношении украинских авиакомпаний? На этот раз хватило лишь молчания Росавиации. Не получив ответа в течение нескольких дней, Украина объявила о полном запрете всем российским авиакомпаниям летать в Украину. Даже тем, кто проявил то ли дальновидность, то ли стойкость – и не летал в Крым.

Теперь реакция на такую уже даже не наглость, а явную агрессию Украины – глухое молчание. Мы ожидали новых громких тезисов, чего-то наподобие «Украина выстрелила себе в голову», но в ответ – ни комментариев, ни решений.

То, чего раньше не отмечали комментаторы и эксперты: решение о санкциях в отношении авиакомпаний РФ предшествовало двум важнейшим событиям в истории Украины. Первое –публикация отчета голландской комиссии по расследованию трагедии MH17 и избрание Украины непостоянным членом Совбеза ООН.
И именно в отчете голландской комиссии значительная часть посвящена именно процессам принятия решений авиационными властями Украины.

Украине указали на то, что, имея все основания, она не приняла решения, к примеру, о полном закрытии пространства. Хотя при этом отдельно детально проанализировано и указано, что решения Украины полностью соответствовали мировой практике в случаях вооруженных конфликтов. Более того, комиссия не смогла найти ни одного случая, когда пространство над вооруженным конфликтом закрывалось – ни в Ираке, ни в Афганистане, ни даже сегодня в Сирии небо для гражданской авиации не закрыто. Тем не менее есть вопросы к процессам принятия решений. Такой же посыл направлен в отчете к IKAO, IATA. Проще говоря – необходимо заставлять страны принимать более смелые решения, когда идет вооруженный конфликт, который переходит в воздушное пространство.

И сейчас Украина демонстрирует эти смелые решения, чем ставит российские авиационные власти и авиакомпании в тупик.

И потому не стоит внимать фаталистическим настроениям, что пассажиры непоправимо пострадают,  между странами и даже семьями будут разорваны все связи. Ведь есть много способов улететь в РФ. И, по убеждению автора, цена будет не намного большей, учитывая некие неудобства при пересадках. Национальный перевозчик Украины уже заявил, что санкции РФ вполне можно пережить и даже найти плюсы в ситуации.

Украина сегодня окончательно стала одним из ключевых регионов мировой геополитики. И в этом контексте любые жесткие решения в отношении РФ в принципе показывают способность их принимать. А отсутствие мгновенной реакции на них со стороны России говорит о том, что в поведении Украины что-то изменилось, и это требует некой переоценки российской стороной.

Тем интереснее сейчас наблюдать, каким же образом РФ ответит. Тем более что в качестве постскриптума Украина намекнула: еще есть вопрос транзита через территорию Украины, который также может быть полностью закрыт.

По материалам Форбс.