Аналитика

Эффективны ли электронные площадки в контексте реформы госзакупок?

  • 0
  • 0

Сегодня уже можно анализировать первые успехи реформы госзакупок в Украине и говорить о недостатках, которые еще надо дорабатывать. Ведь электронные закупки как один из механизмов борьбы против коррупции при тендерных процедурах были запущены в феврале этого года.

И уже говорят о первых результатах, выраженных в цифрах. Так, заместитель генерального директора «Укроборонпрома» Сергей Пенькас рассказал о том, что госконцерн сэкономил 130 млн гривен, используя электронные площадки для проведения закупок. По словам Сергея Пенькаса, за небольшой период времени 60 предприятий концерна провели 5,7 тыс. тендеров, используя электронные площадки. Общая сумма всех контрактов составила 500 млн грн., а экономия – 20%.

Поэтому логично, что Национальный совет реформ порекомендовал министерству экономического развития и торговли Украины плотно работать над ускорением реформирования системы госзакупок.

По словам заместителя главы Администрации Президента Дмитрия Шимкива, объем госзакупок в Украине составляет 250 млрд грн ежегодно. Уменьшить эту сумму можно достаточно легко – устранив коррупцию в этой сфере, удастся сэкономить в пределах 10% от суммы. За счет устранения ограничений конкуренции удастся еще на 10% уменьшить растраты.

В связи с этим Министерство экономразвития и торговли планирует существенно упростить тендерные процедуры при государственных закупках и перевести их на электронные площадки. Это обещают сделать до конца 2016 года. Под эти новшества разрабатываются 2 законопроекта, которые помогут функционировать площадкам, сделать торги более прозрачными, а также упростят условия участия в них бизнеса.

Экспериментальной на сегодня является платформа ProZorro. Именно на ее примере и отрабатываются все нюансы внедрения такой системы. Ольга Мандычева, директор проекта NEWTEND, аккаунт менеджер проекта «ProZorro» рассказывает, что это гибридная модель, которая имеет центральную базу и модуль аукциона.

«Это некий компромиссный вариант, который позволяет избежать монополизации закупок, так как у монополиста никогда нет мотивации развивать и улучшать свой сервис. Кроме того, эта модель лишена недостатков децентрализованной системы, которая оставляет возможность «договориться» с одной из площадок о каких-то неконкурентных условиях», — рассказывает

Она уверяет, что предприятия, подведомственные Мининфраструктуры, Министерству обороны, Министерству образования, Министерству аграрной политики и продовольствия, активно используют электронную платформу для своих закупок. Причем, эти предприятия платежеспособны, у них нет проблем с выполнением своих обязательств перед поставщиками.

Уже на первых порах система продемонстрировала результат, в ее работе не было сбоев. Этот опыт дает экспертам право полагать, что система так же четко будет работать и в более крупных масштабах. Но есть еще и недоработки системы. Например, бизнес пока не уверен, действительно ли все проходит прозрачно, а выбор поставщика зависит не от личных договоренностей. Также важно понимать, что любой бизнес может самостоятельно и относительно легко добавить в систему свое предложение. Все справки и прочие документы целесообразно предоставлять уже после того, кого фирму выбрал заказчик. И немаловажно – уверенность исполнителя в том, что заказчик рассчитается за выполненные услуги либо предоставленные товары вовремя.

  • 0
  • 0