Мнения

Мифы о лоббизме – как от них избавиться и обеспечивать цивилизованное функционирование этой сферы?

 

Лана Синичкина, партнер АО «Арцингер» о том, почему стоит защищать идею легализации лоббизма и почему Украине нужен такой закон.

Лоббизм — это отдельный вид услуг, который может иметь признаки юридической, информационно-аналитической и маркетинговой услуги.

Он предоставляется одним лицом — лоббистом — в интересах другого лица — заказчика — путем установления непосредственного лоббистского контакта с субъектом властных полномочий с целью повлиять на принятие им решения в пользу такого заказчика или третьего лица.

Говоря о лоббизме, мы часто имеем дело с мифами. Приступим к их развенчиванию.

Миф 1. Лоббизм — это страшно. После его легализации страна наполнится людьми в черных костюмах, темных очках и с подозрительными кейсами.

Плохая репутация понятия «лоббизм» в Украине как раз и связана с тем, что рынок лоббистских услуг существует и развивается, но основная его доля приходится на «черную» форму лоббизма, которая характеризуется теневыми потоками доходов и расходов, нерегламентированными отношениями и коррупционными платежами.

Миф 2. Как только мы легализуем лоббизм, вырастут объемы таких услуг и стоимость за них.

В Украине лоббизм существует в форме свободного рынка. Значит, независимо от наличия закона, этой услуги будет ровно столько, сколько существует такой потребности. Стоить эта услуга будет ровно столько, сколько за нее готов платить заказчик. Вывод лоббистской услуги из тени привнесет больше прозрачности.

Миф 3. Те, кто работают на этом рынке «в черную», с появлением регламентации лоббизма все равно будут работать в тени.

С принятием закона о лоббизме появится не только регламентация лоббистской деятельности, но и контроль над ее осуществлением. В развитых юрисдикциях есть специальные государственные реестры лоббистов, отчетность, вводится ответственность за ведение этой деятельность без регистрации.

Важно, конечно, обеспечить, чтобы государственное регулирование этой деятельности не было чрезмерным, и ограничительные меры вводились на минимально необходимом уровне. Специалисты, работающие в этой сфере, не должны опять уходить в тень.

В то же время, лоббисты, работающие вне закона, должны преследоваться и привлекаться к ответственности. Качественный закон в сочетании с неотвратимостью наказания должны обеспечивать цивилизованное функционирование этой сферы.

Миф 4. В сравнении с первоочередными реформами этот закон не является приоритетным. Мы не должны концентрировать на нем свои ресурсы.

Закон о лоббизме является неотъемлемой частью антикоррупционной реформы. Как можно бороться с получением чиновником теневых доходов, если основной источник таких доходов остается в тени?

Именно сейчас, когда ежедневно рассматриваются тысячи законодательных инициатив, продвигаются новые политические решения на разных уровнях, особенно важно, чтобы общественность знала, кто и в чьих интересах продвигает те или иные идеи, нормативно-правовые акты, точечные и глобальные решения.

Миф 5. Лоббистам этот закон не выгоден. Профессиональное сообщество будет выступать против.

Этот закон невыгоден только «черным» лоббистам — тем, кто считает приемлемым жить с взяток и откатов, развивать коррупцию в стране. Люди, заинтересованные в развитии профессии, желающие гордо называть себя лоббистами и зарабатывать себе репутацию, — за скорейшую регламентацию этой деятельности.

С появлением  грамотного законодательного закрепления услуг лоббизма представители этого бизнеса постепенно начнут выходить из тени и представлять  информацию о своих услугах. Заказчики смогут свободно заключать договоры на данный вид услуг. Для обеих сторон значительно уменьшатся риски.

По материалам Экономической правды.