"Налоги по-украински" Новости

Почему политический популизм превратил работоспособный механизма предоставления ОНК в мертвые нормы Закона?

Законодательная деятельность в Украине все чаще приобретает формы масштабной PR-акции. Несмотря на ряд предложенных и даже реализованных нововведений, темпы экономического развития государства, которые находятся в непосредственной зависимости от возможности свободного развития бизнеса, оставляют желать лучшего.

Конечно, непростая ситуация, в основном, является следствием ряда внешнеполитических обстоятельств и угроз, с которыми в актуальное время пришлось столкнуться нашей стране. Однако, определенная часть сложностей так же остается продуктом непродуманной внутренней политики Украины.

О том, почему в Украине принятие Закона не всегда предполагает его практическое применение, и почему отдельные нововведения не выполняются даже их инициаторами — наш сегодняшний разговор.

Продолжая тему взаимодействия представителей налогоплательщиков и контролирующих органов, хочется поднять проблематику о предоставлении обобщающих налоговых консультаций, которые, согласно действующей редакции Налогового кодекса Украины, являются функцией Министерства финансов Украины. Так, согласно действующей редакции НКУ, обобщающая налоговая консультация — это обнародование позиции Министерства финансов Украины, сложившейся по результатам обобщения индивидуальных налоговых консультаций, предоставленных налоговыми органами налогоплательщикам, или в случае неоднозначности применения отдельных норм налогового законодательства.

Рассматривая ретроспективу обобщающих налоговых консультаций, следует вспомнить, что с момента вступления в силу НКУ и к 01.09.2015 предоставления таких консультаций осуществлялось контролирующими органами (ГНАУ, Министерством доходов и сборов Украины), и такие разъяснения были очень полезны в использовании налогоплательщиками в своей деятельности.

Для просмотра обобщающих налоговых разъяснений и для решения проблемных вопросов применения НКУ в июле 2016 Министерством финансов Украины был запущен проект «Аудит налоговых консультаций», в рамках которого предполагалось разработать прозрачную и понятную методологию определения актуальных спорных вопросов и принятия обобщающих консультаций: в том числе — путем открытого обсуждения проектов обобщающих налоговых консультации с представителями бизнеса и судебной ветви власти. Но уже почти середина мая 2017 года, а результаты данного проекта неизвестны, и существует подозрение — вообще отсутствуют.

При этом следует отдать должное представителям гражданского общества и бизнес-сообществам, которые в течение предыдущего и текущего года постоянно обращались в Министерство финансов Украины по поводу предоставления ОНК. Кроме того, как ими, так и Государственной фискальной службой Украины, предоставлялись даже проекты таких ОНК. В частности, они касались отдельных вопросов трансфертного ценообразования; порядка расчета корректировок финансового результата до налогообложения налогом на прибыль; обязанности уплаты авансового взноса по налогу на прибыль государственным унитарным предприятием при направлении в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода); вопросов согласования сроков представления годовой финансовой и налоговой отчетности. Но Министерство финансов Украины, даже при такой профессиональной методологической помощи, так и не смогло в течение полутора лет выдать ни одной ОНК.

Появляются вполне закономерные вопросы — почему законодательно закрепленная за Министерством финансов Украины функция по изданию ОНК является до сих пор не реализованной, и зачем было реально работающий механизм предоставления ОНК превращать на мертвые и недействующие нормы Закона? Ответ, вероятно, лежит в плоскости ответственности, а именно — возможности отмены ОНК в судебном процессе.

И снова, рассмотрев только этот небольшой вопрос применения норм НКУ, предложенных в 2015-2016 Министерством финансов Украины, можно прийти к выводу, что реформа фискальной службы является – лишь профанированными и недействующими нормами. Содержание нововведений не выполняется даже их инициатором, и, как показывает практика, является функциональной недееспособностью исполнительной власти, а привлечение институтов гражданского общества — лишь показательной, рекламной акцией без каких-либо последствий.

Читайте также: Новый порядок формирования налогового кредита может привести к банкротству предприятий ЖКХ

Комментировать