"Налоги по-украински" Выбор редакции Спецпроекты

О налоге на выведенный капитал

Что такое налоговая реформа в Украине для рядовых граждан и для субъектов хозяйствования? Вопрос в который раз стал перед нами, не теряя своей актуальности.

Для рядового гражданина Украины налоговая реформа последних лет ассоциируется лиш с постоянным повышением акцизов, ресурсных и рентных платежей, а для остальных отображается на цене любого товара или услуги. Для субъектов хозяйствования – это, кроме роста ставок налогов, еще и осложнение администрирования налогов, особенно НДС, и постоянные изменения налогового законодательства. А самое главное, что у налогоплательщиков нет перспективы любых прогрессивных изменений в налоговом законодательстве.

Исторически

Доказательством прогресса и подтверждением политической воли в налоговой сфере в нашей стране было бы введение налога на выведенный капитал (далее — НнВК) вместо налога на прибыль, который планировалось ввести с 01.01.2018. Но произошло не так, как планировалось.

Напоминаем, что НнВК представляет собой кардинально другую систему налогообложения доходов, которая предусматривает в отличие от нынешнего налогообложения финансовый  результат, облагать операции с выплаченных дивидендов и приравненных к ним платежей. То есть, налогообложению будут подлежать только определенные транзакции, а минимизация налогооблагаемой прибыли путем завышения расходов и манипуляций с убытками будет лишена смысла.

Облагали облагали…

Прогрессивная идея по изменению налога на прибыль на НнВК основана на опыте Эстонии, который пытаются применить в Украине уже более двух лет. За этот период аналог НнВК как элемент налоговой реформы внедрили Грузия, Литва и Латвия. Знаковым является и то, что все постсоветские страны Балтийского региона решили кардинально изменить систему прямого налогообложения доходов. Основания для такого изменения наиболее ярко демонстрирует цитата экс-премьер-министра Латвии Иварса Годманиса, который отметил: «Нет, конечно, можно ничего не делать, оставить нынешнюю налоговую систему и пытаться выплыть за счет еврофондов (в случае Украины — внешние заимствования, прим. автора), которые в этом году мы планируем активно начать осваивать. Но это, я бы сказал, очень краткосрочная политика, не нацеленная на перспективу. Нужно понимать, что рынок снижается — и за счет сокращения работающих и за счет оттока инвестиций … Это приводит к сокращению потребления. К тому же мы явно уступаем в конкурентоспособности и Эстонии, и Литве. А значит, необходимо менять налоговую систему».

То есть, 20% постсоветских республик в последние годы нашли экономический смысл в кардинальном изменении налогообложения доходов от предпринимательской деятельности для, в первую очередь, внутренних и внешних инвестиций и, несмотря на негативную оценку относительно таких изменений, от международных организаций.

Не время для реформ

В Украине как всегда кардинальные реформы не актулаьны. Указ Президента Украины от 14.09.2017 говорит о том, что НнВК может быть введен возможно с 2019 года. Основание — рекомендации МВФ и уменьшение поступлений в бюджет по разным оценкам от 20 до 45 млрд. Главное слово — возможно. Поскольку 2019 — это год как Президентских, так и Парламентских выборов, кроме того, это год максимальных выплат по государственному долгу. В этом контексте хочется отметить, что именно в Украине бюрократия всегда победит любую реформу в кабинетах, найдя тысячу причин, почему этого нельзя сделать.

И здесь хочется напомнить законодательной и исполнительной власти слова Джона Ф. Кеннеди: «Изменения — закон жизни. И те, кто смотрит только в прошлое или только на настоящее, бесспорно — пропустят будущее».

Комментировать