Мнения

«Развитию авиации в Украине мешает его же законодательство — хаос и двойные стандарты»

  • 1
Сергей Шаменко

О сложностях развития авиабизнеса Lawyers Daily рассказал генеральный директор украинской авиационной компании «Анда Эйр» Сергей Шаменко

Поговорив с этим человеком на ум приходит одно – «не благодаря, а вопреки…». Именно эта фраза, как никакая другая, характеризует диалог с представителем национальной авиации, который многократно туда возвращался, и, вернувшись снова, обещает развивать украинский lowcost для украинских пассажиров и украинских же туристов.

L.D.:  Сергей, скажите, появление новой авиационной компании в Украине является позитивным сигналом о привлекательности инвестклимата в Украине? Если это не так, тогда заем вам «Анда Эйр»?  

С. Шаменко: Я, как человек давно имеющий отношение к авиации и неоднократно к ней возвращавшийся, хочу разделить этот вопрос на 2 части. Проработав последние несколько лет директором в компании «Дат» я испробовал своих подходы к ведению этого бизнеса и был уверен, что при наличии относительно небольших инвестиций можно успешно  стартовать. Например, проведенный нами анализ рынка показал, что пассажиропоток в стране остался таким же, как и был до времен кризиса, и это вселило в нас уверенность, что наши подходы позволят зарабатывать и успешно развиваться. Если коротко, тогда так: «Мы увидели перспективы». Это ответ на часть вопроса «почему».

Второе, нельзя не учитывать, что в любой кризис люди все-равно позволяют себе отдыхать. Причем, хочу обратить внимание, что отдыхающих меньше не стало. Правда, прослеживается такая тенденция: в Украине сейчас крайне мало компаний, занимающихся пассажироперевозками и намного больше тех, кто специализируется на грузоперевозках. Но даже те несколько компаний, которые специализируются на пассажироперевозках, здесь не находятся, то есть, юридическое лицо зарегистрировано в Украине, а непосредственно парк расположен в другой стране.

Мы фактически зашли на полупустой рынок и хотим работать именно здесь, в Украине, и специализироваться на пассажироперевозках, несмотря на ряд нелегких условий, таких как, налет часов, их цена и еще много чего. В данный момент у нас есть все шансы развиваться в своей стране, если же мы не добьемся необходимых показателей, будем искать альтернативные пути, и, возможно, выйдем на зарубежные рынки.

L.D.: Входит ли в ваши планы привлечение инвесторов? 

С. Шаменко: Я не верю в то, что в Украину придут иностранные инвесторы для развития авиационного бизнеса. Почему? Потому что украинское законодательство из-за своей неупорядоченности не позволяет спокойно начать и развиваться. Дополнительные сложности создают нечеткие определения и  двойная трактовка. Хотя, я, например, считаю, что закон не должен иметь двойного смысла и «своего» понимания.

Если же говорить о нашей компании, ситуация следующая: мы одновременно должны получить самолет и сертификат эксплуатанта, что крайне сложно из-за неупорядоченности украинского законодательства, о котором я уже сказал. К тому же особая сложность авиационного бизнеса заключается еще и в том, что даже при наличии самолета и необходимых документов, но, еще не начав полеты, уже растут счета на сервис. Объясню в чем дело: самолет не может просто стоять на летной полосе, ему ежедневно нужны сервисные технические работы, которые,  кстати, не любая компания может выполнить, которую также предстоит найти и заключить договор на обслуживание. Поэтому, возвращаясь к вопросу о привлечении инвесторов, я не верю в их приход именно в украинскую авиацию из-за сложности и дороговизны старта в этом бизнесе.

L.D.: И все-таки вы не свернули с этого пути, значит, перспектива остается и бизнес возможен?

С. Шаменко: Я не предполагал, что будет так сложно. Конечно, я ожидал трудностей, но такого хаоса и двойных стандартов, конечно же, нет.  Оказалось, что договориться с зарубежным инвестором о лизинге самолета легче, чем получить разрешительные документы у украинских чиновников.

Хочу, кстати, отметить, что в большинстве европейских стран процедура старта авиационного бизнеса расписана четко и буквально по шагам и действиям, чего не скажешь о нашей стране.

L.D.:  Как вы при таких сложностях защищаете свои активы и страхуете риски?

С. Шаменко: В авиации защита рисков сводится к альтернативным путям отхода. Я имею в виду следующее: если в Украине не удастся настроить бизнес, придется лететь за рубеж, хотя мы делаем все для того, чтобы развиваться здесь. Но, как бизнесмен, я могу точно сказать, что уже на старте нелишним будет просчет альтернативных вариантов.

L.D.: А как обстоят дела с пассажиропотоком?

С. Шаменко: Еще не начав летать, мы уже работаем с несколькими туристическими компаниями -«Феерия Мандрив», Tour Professional Group, TPG по программе «под ключ», главная цель которой заключается в загрузке наших самолетов пассажирами.

И сегодня, кстати, украинских компаний, позволяющих себе работать «под ключ» совсем немного, поэтому мы очень дорожим таким сотрудничеством и по определенным пунктам договора уступаем и даже помогаем друг другу.

L.D.: «Анда Эйр» – компания с двумя владельцами. Зафиксировано ли у вас партнерское соглашение?

С. Шаменко: Отношения с партнером у нас доверительные. Мы все решения и трудности делим  50X50. Но, конечно же, есть фактическое разделение обязанностей: я, например, специализируюсь на  малой авиации, а он – на большой и документообороте.

L.D.:  Когда у вас запланирован первый рейс и сформирована ли команда?

С. Шаменко: Мы уже пропустили сезон, который совпадает с началом отпускного периода, а планировали начать летать именно в летнюю авиацию. Хотели начать с Болгарии, Грузии и Албании, но не успели.

Наша команда держится на 5 пост-холдерах — технических директорах, каждый из которых сертифицирован в авиационном департаменте. Кроме того, абсолютно все сотрудники в нашей компании, кроме коммерсантов и бухгалтерии, получили пакеты разрешительных документов от авиадепартамента, например, у оператора своя сертификация, у наземной службы – своя.

L.D.: Какое направление рынка вы бы могли назвать самым перспективным для инвестирования?  

С. Шаменко: Я бы все-таки выделил авиацию, потому что это бизнес без границ с учетом даже самой  сложной ситуации в стране, в отличие от других направлений. В этот список я бы еще добавил аграрный и автомобильный рынки, хотя, авторынок и очень сложный.

L.D.: Благодарим и желаем удачи в вашем нелегком и благородном деле!

  • 1

Комментировать