Мнения Уроки для бизнеса

«Самое сложное в изменениях — работа с госструктурами и отчаявшиеся люди»

Владимир Бычков

Разговор с первым заместителем директора дочернего предприятия «Укравтогаз» НАК «Нафтогаз Украины» Владимиром Бычковым о необходимости реформирования рынка метана в качестве моторного топлива

На какие показатели рассчитывает руководство компании «УКРАВТОГАЗ» после реструктуризации компании и реформирования рынка сжатого газа в качестве моторного топлива? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Как амбициозные украинские менеджеры берутся за дело и с какими усилиями они достигают поставленных целей? Серьезный диалог с серьезным человеком. Владимир Бычков как первый заместитель директора «УКРАВТОГАЗ» не жалуется на сложности, а воспринимает их с улыбкой, уверяя, что Украина достойна лучшего.

LDaily: Владимир, охарактеризуйте состояние рынка сжатого природного газа в качестве моторного топлива в Украине.

В. Бычков: В общем понимании рынок стагнирует, причем очень давно, и наша команда пришла в «УКРАВТОГАЗ» как раз с целью изменить ситуацию. Падение рынка сжиженного природного газа (СПГ) Украины в качестве моторного топлива происходит из-за выхода из строя старого автотранспорта и отсутствия у клиентов возможности переоборудования автомобилей, а также — возможности приобретения нового автотранспорта, работающего на СПГ, отсутствие единой последовательной государственной политики, касающейся «экологизации» экономики, как следствие — отсутствие надлежащего правового и экономического механизмов, которые бы стимулировали развитие экологически безопасных технологий и использование автотранспорта на СПГ в отличие от большинства развитых стран мира и ЕС.

Наша команда возглавила «УКРАВТОГАЗ» недавно. Нашей целью является принципиально новые подходы и методы управления и развития предприятия государственного сектора. Мы надеемся убедить органы местного самоуправления в том, что заправлять коммунальный транспорт метаном — это не только внедрение использования экологически чистого топлива, но и экономически эффективное решение. Одним из ключевых моментов, является включение транспорта на СПГ в тендеры на приобретение коммунального транспорта на газу.

В то же время, мы усердно работаем над ребрендингом «УКРАВТОГАЗ», который призван обеспечить хорошую узнаваемость, положительное эмоциональное восприятие, доброжелательное отношение среди постоянных и новых клиентов.

Также в ближайшее время нами запланировано проведение переоснащения и реконструкции заправок. Сейчас все наши инициативы находятся на согласовании в НАК «Нафтогазе» и до конца года, я уверен, мы развернем спадающий тренд рынка в противоположную сторону.

LDaily: Расскажите о стратегических направлениях деятельности компании «Укравтогаз».

В. Бычков: Стратегических направлений несколько:

  • первое направление деятельности компании заключается в продолжении и окончании начатой ​​модернизации АГНКС путем переоснащения устаревшего оборудования на новые компрессорные модули производства мощной американской компании «Дженерал Электрик» (GEOil & Gas)
  • второе направление — это создание на базе производственных мощностей предприятия мультизаправных станций с реализации сжатого природного газа, пропан-бутана (ПБА), и активное развитие деятельности предприятия в направлении реализации электроэнергии для питания гибридных автомобилей и электромобилей;
  • третий — расширение сети АГНКС и увеличение доли предприятия на рынке реализации СПГ;

LDaily: А как в Европе развит рынок метана в качестве моторного топлива?

В. Бычков: В странах Европы введена на законодательном уровне политика экологизации. Там понимают важность сохранения окружающей природной среды и экономические преимущества перехода транспорта на метан. Недавно власти Берлина с целью максимального уменьшения выбросов углекислого газа в городском хозяйстве приняли решение о переводе городских автобусов на использование сжатого природного газа. Очевидно, что введение использования транспорта на СПГ в городском хозяйстве существенно экономит средства и способствует реализации всемирной деятельности по защите окружающей среды.

Вот этих двух показателей достаточно для того, чтобы именно этот вид газа развивать и переводить на него городской транспорт.

LDaily: В чем же его преимущества?

В. Бычков: Метан — самый безопасный и экологически чистый вид топлива. Его использование в качестве моторного топлива имеет значительные преимущества по сравнению с бензиновым и дизельным топливом. В частности, метан:

  • не смывает масло с деталей цилиндропоршневой группы, позволяя экономить до 40% масла по сравнению с работой на дизеле и бензине;
  • уменьшает нагарообразование, а также — ударные нагрузки на двигатель, увеличивает срок работы свечей зажигания и дает возможность хорошо отрегулированному двигателю работать в полтора раза дольше, что делает использование этого вида топлива особенно привлекательным для автомобилей с большим автопробегом;
  • значительное снижение (до 90 процентов) выбросов с отработанными газами вредного соединения — монооксид углерода (СО — угарный газ). На 30 процентов уменьшает содержание оксидов азота в выбросах;
  • отсутствие свинцовых и серных соединений в выхлопных газах;
  • масса канцерогенов в выхлопе двигателя, работающего на газе, в 20-30 раз меньше, чем в других видах горючего;
  • использование СПГ в качестве моторного топлива для автотранспорта государственных, бюджетных и муниципальных предприятий будет способствовать экономии затрат на эксплуатацию автопарка;
  • благодаря увеличению объемов использования СПГ в качестве моторного топлива будет существенно уменьшены вредные выбросы в атмосферу;
  • СПГ не может быть поддельным;
  • может быть использован для работы грузового транспорта и автобусов.

Следовательно, во многих странах мира применяются меры стимулирования со стороны государства для владельцев и пользователей транспортных средств, работающих на СПГ, независимо от их формы собственности, в соответствии с директивой 2014/94/EU3 (о минимальной инфраструктуре для развития чистых видов горючего ) и 2009/33/EC 4 (об улучшении экологических характеристик автомобилей). В свою очередь, мировой опыт развитых стран, а именно — Италии, Германии, Франции, Китая и т.д. и развивающихся стран (Аргентины, Индии, Бразилии) демонстрирует перспективность использования СПГ как наиболее дешевого и экологичного топлива среди всех углеводородных моторных топлив. В странах Европы за последние 5 лет автопарк на СПГ вырос почти втрое.

LDaily: Какие меры нужно предпринять Украине, чтобы дорасти до европейского уровня?

В. Бычков: На мой взгляд, прежде всего, необходимой является последовательная и эффективная работа, в том — числе на государственном уровне, направленная на донесение до большего круга потребителей информации об эффективности использования в своей деятельности транспорта на СПГ.

Во-вторых, И САМОЕ ГЛАВНОЕ, необходимы интеграция европейского опыта перехода транспорта на метан и конкретные меры со стороны государства для стимулирования использования предприятиями транспорта на СПГ, то есть — на метане.

Я уверен, в случае проведения этих двух мероприятий, Украина уже в ближайшие три года сможет достичь уровня стран Европы по количеству транспорта, использующего СПГ.

Если приложить достаточно усилий — а это динамическая и интенсивная работа, к которой мы готовы — мы достигнем значительных результатов за короткий период.

Однако, наша работа очень ограничена устаревшей бюрократической системой. На примере нашей компании: недвижимость принадлежит государству в лице Минэнергоугля, ФГИ нас тоже контролирует, законодательная база во многих вопросах еще советская. И именно таких моментов очень много, что сильно тормозит процесс реализации внедрения использования транспорта на СПГ. Именно это и является самым трудным.

LDaily: Что самое сложное в вашей работе сейчас?

В. Бычков: Самыми сложными я могу назвать два момента: первый — это работа с госструктурами, а второй — отчаявшиеся люди, которые не проявляют желания работать эффективно, в команде, проявлять инициативу, работать над воплощением идей или даже подавать их. У людей мизерные зарплаты, и убедить их в том, что мы реконструируем систему и выйдем на принципиально новый уровень управления, доходности, а впоследствии — обеспечим рабочими местами и достойной зарплатой, это — не просто трудно, а почти невозможно без видимых результатов. Но нам это удается, возможно, медленнее, чем хотелось бы, но процесс продолжается.

Также хочется добавить, что уменьшение количества автотранспорта, работающего на СПГ, происходит в том числе из-за повышения цены на газ в Украине и полного отсутствия отечественного производства и импорта автотранспорта, работающего на СПГ.

LDaiy: Расскажите об инвестиционных программах «Укравтогаз»?

В. Бычков: У нас она не одна. А именно:

  • Установка модулей для реализации пропан-бутана автомобильного на существующих АГНКС.
  • Переоснащение АГНКС новыми компрессорными модулями на базе компрессорного оборудования производства GEOil&Gas.
  • Взаимодействие с органами местного самоуправления и государственными учреждениями в целях содействия реализации государственной политики с экологизации, направленной на переоборудование автотранспорта на ГБО.
  • Внедрение автоматизированной системы управления АГНКС.
  • Дооборудование АГНКС для возможной продажи сопутствующих товаров.
  • Внедрение технологии производства LNG на АГНКС.

Отдельными пунктом можно назвать — реорганизацию деятельности нерентабельных станций.

LDaily: То есть речь идет не только о техническом переоснащении заправок? Вы на полную силу подключили еще и маркетинг?

В. Бычков: Да, в нашем случае нужен агрессивный выход с новой программой на рынок Украины, полноценное и комплексное наступление. И только так можно сдвинуть нашу ситуацию с места. И мы уже имеем определенные показатели. В частности, я со 100% уверенностью могу сказать, что буквально год назад мало кто знал, что такое «УКРАВТОГАЗ». Кстати, на метан можно перевести весь коммунальный транспорт, дальнобойщики, грузоперевозчиков, хозяйственные предприятия, использующие в своей деятельности крупногабаритный транспорт, то есть — весь социальный транспорт можно перевести на метан.

Сейчас продолжаются переговоры о поддержке всемирной политики экологизации транспорта, то есть — переоснащение коммунального транспорта на метан и заключение нашим предприятием многолетних контрактов с председателями городских советов. Конечно, в приоритете — город Киев. Считаю, что именно Киев должен показать другим городам страны на своем примере эффективность внедрения использования транспорта на СПГ.

Как только мы достигнем успехов в переговорах с городскими властями Киева, бюджетом на следующий год будет предусмотрено приобретение 100-200 автобусов для перевозок пассажиров на СПГ, а это станет движущей силой в работе с другими городами нашей страны. Пока мы не видім существенных препятствий, которые могли бы помешать нам реализовать наши планы. Городской совет Киева понимает важность внедрения использования транспорта на СПГ в городском хозяйстве, что является не просто существенной экономией средств, но и поддержанием европейских ценностей по защите окружающей среды. Игнорирование и бездействие в сфере экологизации приведет к значительным репутационным потерям со страны. Поэтому, городской совет Киева, как и наше предприятие, заинтересован в реализации нашей инициативы …

1 Комментарий

Комментировать