LDaily&Live.Love Мнения

Спорт как инструмент развития бизнеса и личности 

  • 0
  • 0
Ярослав Пригара

Тренд, возникший на стыке бизнеса и спорта, изменил подходы к привычному ведению дел. Чем  обусловлена растущая популярность спортивных аналогий в бизнес-процессах? Как рассказал LDaily Ярослав Пригара, спорт, в данном случае бег, — это некая модель бизнеса, которая позволяет предпринимателям извлекать много полезных уроков  

Интервью с генеральным директором компании «АвтоКапитал», генерального представительства Daimler AG в Украине, — официального  импортера автомобилей Mercedes-Benz и smart , — доказывает, что «беговая нирвана» – не способ уйти от проблем или снять с себя ответственность за разрешение сложных задач, а как раз наоборот, инструмент для быстрых и правильних решений, и способ мобилизоваться и повысить самодисциплину. Ярослав личным примером убедил в том, что этому стоит учиться.

Авторынок: состояние на сегодня 

: Ярослав, расскажите, пожалуйста, о «самочувствии» авторынка сегодня на примере компании «АвтоКапитал».

Я. Пригара: Компании «АвтоКапитал» — 15 лет в Украине.  Мы, как официальные представители Daimler AG в Украине, отвечаем за продажи и продвижение моделей Mercedes-Benz и smart. Украинский офис также курирует и отвечает за рынки Азербайджана и всей Центральной Азии. Что касается общепринятого мнения относительно прорыва в 2016 году здесь не может быть однозначного ответа. Нужна более полная картина. Дело в том, что автомобильный рынок не просто упал, если сравнивать его с 2013-м годом, а — рухнул. Но логично же, что после любого падения неизменно следует рост и, соответственно, рано или поздно авторынок начнет расти. Хотя, действительно в 2016 году был заметен рост по сравнению с 2015-м, однако цифры были очень далеки от тех показателей, которые наблюдались в 2008 или даже в 2013.

И опять-таки: если сравнить эти цифры с данными 10-летней давности – это безумное падение. Сейчас рынок находится в другом измерении, поэтому на ситуацию надо смотреть с разных сторон. Если же говорить о тренде — да, он есть и рынок действительно растет. И, кстати,

то, что происходит сейчас на авторынке отображает более структурные изменения, происходящие у нас в стране. Например, рынок коммерческой техники последние 2 года растет семимильными шагами: только за 5 месяцев этого года было 90% роста, в 2016 – порядка 70%. В сегменте строительной техники –  совершенный бум. Я не случайно акцентирую внимание на коммерческой технике потому, что это напрямую связано с бизнесом

И еще один, даже более важный показатель –  сейчас растет доля дорогих автомобилей в сегменте коммерческой техники. А что такое более дорогие автомобили? Это более надежные марки, которые имеет смысл покупать, если ты хочешь играть «в длинную», если ты веришь в свой бизнес и инвестируешь в его развитие. На более короткий период обычно покупают более дешевые авто.

Дорогие автомобили — дешевле 

: Касательно переориентирования предпочтений покупателей – это тренд? И верно ли, что до начала кризиса были востребованы более дешевые авто?

Я. Пригара: Да. Конечно же, это правда.  Есть доля российских автомобилей, которая уменьшилась по естественным причинам. И я хочу обратить внимание на то, что речь идет о более дорогой технике в разы, мы не говорим о разнице в 20% или 30%. Еще раз хочу подчеркнуть, что бизнес начал это понимать и поэтому начал предпочитать в покупках более дорогую технику. Иначе сам бизнес не имеет смысла. Если у тебя есть сомнения, что бизнес не будет развиваться или ты его строишь на 5-6 лет, тогда не стоит тратиться на дорогие машины.

: То есть дорогое авто — дешевле?

Я. Пригара: Да, именно. Есть такое понятие, как стоимость владения автомобилем. Покупка новой техники, минус стоимость продажи этой техники, плюс стоимость эксплуатации. То есть – в какую сумму тебе обходится владение этим авто? И получается, что владение более дорогим авто, о котором мы уже говорили, – дешевле, нежели авто более дешевого сегмента. Но капиталовложения начальные, конечно же, гораздо выше.

Новые инструменты на рынке

: Ярослав, должность топ-менеджера этой компании вы занимаете около 8 лет. Как изменилась конкурентная среда за годы вашего управления? 

Я. Пригара: Возможности, которые сейчас появляются на рынке, привносят инструменты которых раньше не было. Например, в нашем случае с прошлого года  открыто заводское финансирование для украинских клиентов. Это прямое финансирование со стороны завода-производителя украинских компаний. Оно не действовало с 2005 года потому, что завод-производитель видел риски в финансировании укранских предприятий напрямую. А то, что появилось сейчас — очень важный сигнал для рынка, потому что он демонстрирует доверие к сильным игрокам украинского бизнеса и готовность работать с украинскими компаниями.

Кроме того, с 2016 года мы участвуем в государственных тендерах, чего до этого давно не делали. Сейчас ситуация на рынке такова, что и рисков менше, и правила честнее, и участвовать в тендерах стало безопаснее.

Модель S2B 

: Как давно вы занялись бегом и присоединились к проекту LIVE.LOVE?

Я. Пригара: В самом проекте я больше года. Спортом я и ранее занимался, а в случае с бегом – он у меня начался с февраля прошлого года. У меня было сложное ресурсное состояние. Период 2014 года для бизнеса был крайне сложным. Истощение и усталость, я думаю, были характерны для многих, потому что приходилось работать в очень необычных и даже экстремальных условиях. И то состояние, которое  я испытывал зимой 2016 года, убеждало меня в том, что его надо менять по целому ряду параметров: начиная от времени на отдых, заканчивая своей спортивной формой. И так я начал бегать. Но бегать – это, наверное, громко сказано, потому что в самом начале я не мог бежать физически. К примеру, свои первые 2 км я не смог пробежать, причем до этого я полноценно, по моим представляниям, занимался спортом.

Но со временем это расстояние увеличивалось и с августа пришлого года меня пригласили в команду LIVE.LOVE. С того времени началась интенсивная спортивная история.

: Что вам это дает? Как бег и большие дистанции отображаются на развитии бизнеса? 

Я. Пригара: Сравнивать можно сколько угодно. Для меня, например, бег – это отдельно и его спортивная составляющая – тоже отдельно, когда ты ставишь перед собой некие цели и реализуешь их. Причем цель должна быть достижима, иначе, если ты ее не достигаешь, это превращается в демотивацию. Планку надо поставить так, чтобы ты мог ее перепрыгнуть, иначе если ты никогда ее не перепрыгнешь рано или поздно твоя мотивация пропадет.

А теперь о беге. Для меня – это время, когда несколько раз в неделю можно побыть наедине с собой на протяжении длительного периода времени. И, наверное, это то, чего мне физически не хватало. Особенно в период 2014-2015 гг., когда менеджмент был вовлечен в оперативную работу из-за того, что все процессы, которые происходили были необычными и приходилось делать много ручной работы. И тут появилась возможность находиться наедине с собой 3 или 4 раза в неделю и просто подумать. Это очень важное для меня открытие, потому что зачастую мы просто бежим по жизни, исходя из тех  обстоятельств, в которых оказались. Это не означает, что это правильно, мы просто на них реагируем. И вот

бег – это возможность оценить ситуацию, взглянуть на нее со стороны.  Для меня настоящий бег – это, когда ты без связи, без телефона, один, и можешь посмотреть на вещи, которые происходят вокруг тебя, более взвешенно. Такая вот беговая нирвана (улыбается)

В жизни всегда есть что-то, о чем ты хочешь подумать – личное или связанное с бизнесом. И мое открытие заключается в том, что ранее на протяжении недели несколько раз сесть и подумать, оценить ситуацию с разных сторон, просто было некогда. Хотя, скорее, я сам себе не предоставлял такой возможность. А сейчас бег дает мне такую возможность. И это огромное открытие потому, что много решений, которые я принял во время бега, были связаны с бизнесом и стали итогом более глубокого анализа.

: Заставляете ли вы себя тренироваться или это в удовольствие?

Я. Пригара: Если я скажу, что каждая пробежка – это дикое желание, я буду не совсем честен, потому что всегда хочется немного поспать или выполнить какие-то другие задачи, тогда ты себя заставляешь. Но в 90% случаев – бег дает мне позитивные эмоции и стал уже потребностью.

Есть даже такая теория, что ощущения после бега напоминают ощущения после некоего наркотика, и, если ты пропускаешь тренировку, тебе этого уже не хватает и хочется это обязательно сделать. Но тут есть важный параметр – я уверен, что в любом виде спорта ты сначала делаешь какое-то сверхусилие, а через какой-то период времени ты начинаешь получать удовольствие от того, что делаешь. У меня такой период длился добрых полгода, когда я просто заставлял себя выходить на пробежку. И через полгода это переросло в потребность.

: Много ли людей из вашего окружения бегают или занимаются спортом?

Я. Пригара: Да, достаточно, но я расцениваю это не только, как физическую нагрузку, а смотрю на это гораздо шире. Например, когда я говорю о беговой нирване, это больше, чем спорт. Ты растешь как личность, потому что много работаешь над собой, а это уже другая история, более глубокая, с моей точки зрения. Я не знаю, что ощущают другие люди, которые бегут мне навстречу, но их становится однозначно больше. Это все еще не то количество людей, которое можно встретить в Западной Европе или в Штатах, но то, что их количество выросло — факт.

Вдохновляет увлеченность любимым делом     

: У вас очень интенсивный ритм жизни. Где черпаете силы?

Я. Пригара: Физические силы мне дают пробежки. Приведу пример. Ранее для того, чтобы принять решение в той или иной бизнес  ситуации, мне приходилось тратить намного больше времени. Сейчас же я однозначно ощущаю, что стал более эффективным как управленец по принятию решений.

Касательно времени. Специфика нашего бренда такова, что нам надо быть активными 24 часа в сутки из-за высокотребовательных клиентов, и произойти может все, что угодно в любое время суток. Даже посреди ночи мы должны быть готовы отреагировать на возникшую  ситуацию. Поэтому я не могу сказать, что мой рабочий день начинается тогда-то или тогда-то, я уже не говорю о мероприятиях, огромное количество которых проходят на выходных и так далее.

Если же говорить о том, где я беру силы – это любовь к тому, что я делаю. Это и есть стимул. У нас большая увлеченная команда, которая движется только вперед. Это и дает силы и энергию, которые позволяют так динамично работать.

Доступный руководитель 

: С учетом вашей занятости и условий работы в режиме мультизадачности вы доступный руководитель? 

Я. Пригара: На этот вопрос нельзя ответить однозначно – да или нет. Если доступность расценивать как «позвонить и задать вопрос» — однозначно «да». Но я бы выделил два основных фактора, отвечая на этот вопрос: 1-ый — с учетом зоны отвественности. К сожалению, так складывается, что я в офисе бываю  не всегда. В этом случае физическая доступность имеет свои ограничения, в то же время остается электронная почта, телефон и так далее.

Второй фактор: если речь идет о том, может ли любой сотрудник обратиться ко мне лично  – да, может. Я, например, с огромным удовольствием работаю со всеми нашими консультантами по продаже автомобилей, хотя бы потому, что клиенты у нас самые разные. Бывает такое, что обращаются ко мне напрямую. И мы работаем с клиентом, вовлекая консультанта в этот процесс. И скажу вам честно, я с огромным удовольствем провожу такую работу, потому что она позволяет понять истинные потребности клиента. Сразу становится понятно, что это или это можно улучшить, здесь мы сильны или, наоборот, не очень сильны. И хочу сказать, что такая работа очень важна с точки зрения не только доступности руководителя, но и для стратегии развития компании в том числе. Поэтому я смело могу назвать себя доступным руководителем.

: Это ваше личное предпочтение?

Я. Пригара: Так исторически сложилось в компании. И это не директивные решения, они, скорее, обусловлены спецификой работы. Причем, как показывает практика, такая система очень эффективна.

 Жанна Гаращук

  • 0
  • 0

Комментировать