Аналитика

Становление корпоративного управления в Украине

Согласно данным Государственной службы статистики на 1 января 2017 в Украине зарегистрировано 15 206 акционерных обществ, из них публичных акционерных обществ – 3 тысячи 122.

Несмотря на 25-летний юбилей украинской государственности, лишь недавно национальный бизнес начал переосмысливать систему управления и эффективного внедрения мирового опыта корпоративного управления. Правда, это явление в Украине настолько молодо, что не все понимают то, что создание корпораций не тождественно появлению эффективной системы корпоративного управления.

Корпоративное управление — это система правил, методов и процедур, благодаря которым происходит управление компанией и система взаимоотношений между всеми заинтересованными сторонами корпорации. Целью эффективного корпоративного управления должно быть достижение оптимального баланса интересов всех сторон: акционеров, менеджмента, клиентов, поставщиков, финансистов, государства и общества. Корпоративное управление охватывает практически все сферы — от планов действия и внутреннего контроля к оценке эффективности производства и раскрытия информации. Уровень совершенства этой системы показывает инвестору и обществу эффективность и перспективы компании, а значит — ее потенциал на соответствующем рынке. Ее же разбалансированность или неправильное оценки рисков приводит к неэффективной работе компании или уменьшение периода эффективной деятельности, расцвета и тому подобное.

Как зарождалось корпоративное управление

Историю украинской корпоратизации можно условно разделить на два периода: до-Советскую и после-Советскую. В крупнейших городах Украины, входившей в состав Российской Империи, в конце IX-ого и в первое десятилетие XX-ого столетия функционировали крупные и мощные корпоративные предприятия и достаточно много малых, но эффективных обществ. По уровню концентрации промышленного производства Украина занимала одно из первых мест в мире. На крупных предприятиях работало более 44% всех рабочих (в США — 33%). Такое положение дел способствовал процессу монополизации, которая и началась в отдельных отраслях отечественной экономики.

Мощные синдикаты имели огромные мощности производств. Например, один из таких синдикатов «Продуголь», который был образован в 1904 году., Объединял в себе 18 акционерных обществ и контролировал 75% добычи каменного угля в Донецком бассейне. Но ровно век назад известные события, которые потрясли тогдашнюю Империю, на долгие годы заморозили историю украинского корпоратизации. Значительную часть предприятий была ликвидирована, а их имущество национализировали. Акционерные общества с участием государства и жестким ее контролем сохранились только в сфере внешнеэкономической деятельности. Последняя попытка формировать акционерные отношения в рамках государственного сектора была осуществлена ​​путем выпуска акций трудового коллектива и акций предприятия, согласно постановлению Совета Министров СССР «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг в октябре 1988 гг.». Учитывая то, что широкое распространение этот выпуск не получил, в 1992 г.. Его приостановили.

Формирование новой истории

Новейшая история корпоративного управления началась после обретения страной независимости и принятия Закона Украины «О хозяйственных обществах». Он определил акционерные общества как самостоятельную форму и закрепил правовые основы их создания и функционирования. Но корпоративные отношения, которые внедрялись в то время, были крайне несовершенными: лишение прав «мелких» акционеров, схемы преобразования ОАО в ЗАО по заинтересованности менеджмента корпораций, множественные реестры акционеров и рейдерские атаки. Отдельной серьезной проблемой была корпоратизация приватизированных предприятий, которая продолжалась в течение долгих лет и показала свою достаточно низкую эффективность. В 2008г., С принятием Закона Украины «Об акционерных обществах», начался новый этап истории корпоратизации отечественного производства. Этот нормативный акт стал результатом борьбы, стараний и чрезвычайных усилий широкого круга профессионалов, в том числе — иностранных.

Исследование системы корпоративного управления, проведенного KPMG в сентябре 2013, показало, что более или менее эффективно сформированы системы корпоративного управления самом деле начали появляться еще до принятия Закона — в 2005 А после его принятия количество компаний, которые начали применять такие инструменты, подскочила в десять раз. Кроме того, в 2014 Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку утвердила новую редакцию стратегически важного документа — Принципы корпоративного управления. Он не только систематизировал статус и механизмы реализации положений корпоративного управления, но и обобщил мировые тенденции развития в этой сфере, поскольку был создан на базе Принципов корпоративного управления ОЭСР. Принято считать, что именно этот документ обобщает глобальное видение составляющих эффективного корпоративного управления.

Но несмотря на принятие довольно широкой нормативной базы, многие проблемы все еще не решены. Корпоративное управление в целом осталось на достаточно невысоком уровне. Среди важнейших проблем и задач для его совершенствования можно выделить следующие:

  • низкий уровень защиты прав акционеров,
  • проблемы раскрытия информации и проблемы прозрачности деятельности в целом,
  • решение проблем корпоративного управления на государственных предприятиях,
  • постепенное сужение объемов фондового рынка и все большее сокращение количества компаний, которые могут пройти листинг на бирже через все большую жесткость требований к таким компаниям,
  • отсутствие нормативного закрепления обязательного должности корпоративного секретаря,
  • неумение и нежелание менеджмента корпораций учитывать интересы и оценивать влияние стейкхолдеров (как внутренних, так и внешних),
  • отсутствие сбалансированной системы управления рисками, все еще несовершенное законодательство и государственное регулирование.

Практическое внедрение системы

По практическому внедрению корпоративного управления, показательным по ситуации, которая сложилась в Украине может служить исследование Рейтингового агентства IBI-Rating в марте-апреле 2016 среди коммерческих банков Украины. Исследование показало (11 участников), что в целом усиление регуляторных требований способствовало улучшению корпоративного управления в банковской системе. Несмотря на это, далеко не все банки опираются на прогрессивные принципы корпоративного управления, а многими банками выполняются только обязательные требования законодательства в этой сфере, а рекомендации и мировой опыт воплощаются только немногими и частично. Оказалось, что средневзвешенный уровень соответствия банков прогрессивным международным и украинским принципам корпоративного управления и опыта внедрения новаций в этой сфере достаточно низкий и указывает на наличие значительного риска акционеров, инвесторов и стейкхолдеров.

В целом положительным является то, что процент компаний, которые успешно внедрили у себя систему корпоративного управления, неуклонно растет. Еще до обязательного закрепления должности корпоративного секретаря / директора многие компании вводят такую ​​должность как обязательную. Рейтинговое агентство IBI-Rating в 2016 провело исследование, в рамках которого проанализированы показатели корпоративного управления 55 компаний, акции которых торгуются на международных и украинских фондовых биржах: 12 компаний, акции которых торгуются на международных фондовых биржах, и 43 компании, акции которых торгуются на украинских фондовых биржах. По результатам исследования были определены их рейтинги по уровню корпоративного управления.

Среди компаний, акции которых торгуются на международных площадках, в первой пятерке с самым высоким рейтингом были: ASTARTA HOLDING N.V, KERNEL HOLDING S.A., Industrial Milk Company, Ovostar Union, Cadogan Petroleum.

Среди компаний, акции которых торгуются на украинском площадках, в первую пятерку вошли: «Укртелеком», Концерн Галнафтогаз, Фармак, Киевэнерго, «Центрэнерго».

Сейчас государство лоббирует принятие Закона «О корпоративное управление», который должен реформировать, а де-факто — внедрить систему эффективного корпоративного управления на всех видах государственных предприятий.

Комментировать