Мнения

«Только при активной борьбе с конфликтом интересов и коррупцией, преодолением проблем в государственных закупках … можно исправить ситуацию»

  • 0
  • 0
Роман Черняк

Лишил ли кризис Украину «колес», рассказал генеральный директор компании «АвтоКрАЗ» Роман Черняк.

72 года — именно столько существует известный машиностроительный завод Украины «АвтоКрАЗ». Сейчас компания на рынке страны — единственный отечественный производитель грузовой техники с полным технологическим циклом производства, лидер отрасли. Но на этом руководство завода не останавливается: с каждым годом осваивает новые рынки сбыта для продажи автомобилей КрАЗ. За последнее время компании удалось завоевать потребителя в Руанде, Мьянме, Македонии, Филиппинах и Таиланде. Кроме этого, грузовики КрАЗ известны своей мощью, надежностью и простотой в эксплуатации и ремонте более чем в 70 странах мира.

Роман Черняк — генеральный директор компании — рассказал LDaily,  существуют ли препятствия в Украине, которые мешают достичь еще больших высот, и почему кризис положительно повлиял на деятельность завода КрАЗ.

LDaily: Роман Евгеньевич, охарактеризуйте, пожалуйста, текущее состояние машиностроения в Украине. Замер ли рынок с наступлением очередного экономического кризиса в Украине?

Р. Черняк: Машиностроительная отрасль в стране еще находится в глубокой депрессии. Кризисное состояние машиностроения, и в частности –  автомобилестроения, продолжается с 2013 года. Ключевые факторы, которые свалили отрасль в пропасть — общеэкономические кризисные явления, конфликт на Донбассе, потеря традиционных рынков сбыта в странах СНГ, отсутствие государственной комплексной промышленной политики. Доля убыточных машиностроительных предприятий увеличилась и достигла более 30%: большое количество не выдержала кризисных ударов и обанкротилась или прекратила деятельность.

Основные факторы, которые замедлили темпы роста отрасли, это:

  • низкая платежеспособность товаропроизводителей,
  • дефицит финансовых средств для развития производства,
  • снижение инвестиций в машиностроение со стороны отечественных и иностранных инвесторов,
  • удорожание кредитных ресурсов и ужесточение условий их привлечения и тому подобное.

Все перечисленное в течение четырех лет подряд продолжает лихорадить машиностроение.

LDaily: Такая же ситуация наблюдается на внутреннем рынке?

Р. Черняк: Относительно рынка, то в кризис он не замер, а находится в стагнации. В последнее время наблюдается его незначительное оживление, прежде всего это касается коммунального сектора. Этому способствует внедрение реформы децентрализации, благодаря чему значительно выросли местные бюджеты.

LDaily: Какие коррективы внесла кризисная ситуация в стране в работу «АвтоКрАЗ»? Удалось ли сохранить производство?

Р. Черняк: Кризис, экономический и политический, корректирует по своему усмотрению все процессы, в том числе — и наши производственные планы. Мы намечаем одни объемы, причем все они подтверждены договорами или протоколами о намерениях. А в результате можем получить гораздо меньшие цифры из-за кризиса в нашей стране или странах заказчиков, или поставщиков комплектации и сырья.

Однако есть и положительные моменты, ведь кризис — это борьба, а без борьбы нет развития. Например: из-за кризиса мы, хотя и сократили производство и реализацию продукции, максимально «ужались» по всем направлениям, однако в этот период сосредоточились на разработке новых моделей, их создании и полном цикле испытаний. Это поможет нам сразу после выхода из кризиса предложить рынку новый высокоэффективный инновационный продукт.

К тому же, в кризис значительно усилившееся конкурентная борьба за рынки сбыта, требует от нас более ответственного отношения к качеству продукции, активизации работ по снижению себестоимости, увеличения потребительских характеристик и тому подобное. Кризис делает нас сильнее, изобретательнее, его очистительная сила – очевидна для развития.

LDaily: Кстати, что касается конкуренции. Как машиностроительные предприятия конкурируют между собой внутри страны? По Вашему мнению, такое соперничество влияет на формирование бизнес-климата в стране?

Р. Черняк: Конкуренция как на внутреннем, так и за внешних рынках ничем не отличается. Сейчас она очень жесткая и за последние кризисные годы значительно усилилась. Это заставляет нас — производителей-продавцов —  искать новые пути для сохранения своих позиций на рынке и его доли. Прежде всего – за счет улучшения качества, снижения цены, предоставление дополнительных услуг, гибких подходов к клиентам, создания новой продукции и тому подобное.При этом, к сожалению, бизнес-климат в стране остается неблагоприятным. Основной причиной этого, по-прежнему является лоббирование интересов и коррупция. С введением в действие электронной системы публичных закупок ProZorro ситуация немного улучшилась.

Однако практика участия «КрАЗа» в тендерах показывает, что и там заказчики идут на нарушения. Например, в технических условиях откровенно называют производителя «Автомобиль-самосвал МАЗ или его аналог», вместо того чтобы написать «Самосвал колесной формулы 6х4 грузоподъемностью 20 тонн» и указать его технические параметры.

Отсутствие верховенства закона в стране — еще одна важная причина ухудшения бизнес-климата в Украине. Только при активной борьбе с конфликтом интересов и коррупцией, преодолением проблем в государственных закупках, прозрачности бюджета, возрождение стабильности в банковской системе можно исправить ситуацию.

Daily: Кроме отсутствия верховенства закона, что еще отталкивает инвесторов от нашей страны? Существуют ли пути решения этой проблемы?

Р. Черняк: Украину сегодня зарубежом воспринимают как страну с высокими рисками. Для того, чтобы вошли инвесторы со своим капиталом, должен восстановиться мир и спокойствие в стране. Трудно объяснить, например, арабскому шейху: я выполню условия контракта, когда он показывает на карту и говорит, что за 500 километров от завода происходят военные действия, а некоторые заводы-поставщики работают в зоне конфликта. Пока не будет мира — не будет потребительского интереса.

Кроме того, пока у нас не будет стабильной законодательной базы, ситуация с инвестициями в Украине меняться не будет. Если иностранные инвесторы увидят, что в Украине безопасно и свободно, уверен, что в государстве появятся новые заводы, новые рабочие места.

LDaily: Что бы Вы посоветовали инвестору, который планирует зайти в Украине?

Р.Черняк: Украине есть, что предложить инвестору. Не нужно бояться инвестировать в те компании, которые имеют хорошую репутацию и перспективу, надлежащее позиционирование на внутренних и внешних рынках, высокие технологии производства.

Бизнес остается бизнесом, даже в условиях войны.

Мы рассчитываем на долгосрочных инвесторов, которые от выжидательных позиций перейдут в активную фазу взаимодействия.

  • 0
  • 0

Комментировать