Аналитика

Время настоящих реформ или косметика для избранных

В «дореформный» (назовем его так) период количество коммерческих банков в Украине приближалось к 200. Среди стран мира по количеству этих учреждений мы занимали места в первой десятке. Перед Украиной в этом рейтинге шла Швейцария – банковская столица мира.

В то же время в 2014 году численность населения Украины составляло около 49 млн человек. Путем легких и приблизительных расчетов можно предположить, что на 1 банк приходилось около 250 000 человек, 4 банка – на миллион населения. Много это или мало – оставим разбираться экспертам, скажем лишь, что по разным данным в том же 2014 около 10% населения Украины вообще не пользовалось ни одной банковской контрактной услугой. В 2015 году эта цифра уже достигала 15%.

Нужно сказать, что большинство как отечественных, так и международных экспертов неоднократно указывали на то, что значительная часть банковского сектора занимается не предоставлением классических банковских услуг, а отмыванием средств. Из-за пробелов в законодательстве и путем тех или иных оборотных «схем» проводилось большое количество операций по выводу средств через связанных лиц. С другой стороны вторая часть банков, которая работала в правовом поле и предоставляла классические банковские услуги, фактически оказалась в ситуации недобросовестной конкуренции на банковском рынке. Особенно такая ситуация удивляла представителей банков с иностранным капиталом и «дочек» крупных международных банков. Правила игры на финансовом рынке должны быть прозрачными и одинаковыми для всех. По крайней мере, такой подход господствует в цивилизованных экономиках.

В период после событий 2014 года, когда Украина попросила помощи международного сообщества в вопросах выхода из всех кризисов, с которыми столкнулась, международные организации указали на невозможность экономического роста с помощью рыночных методов, когда во многих сферах до сих пор работают схемы по отмыванию средств. Одним из принципиальных вопросов стал вопрос реформирования финансовой системы.

«А ты дальше не беги, считать начинай …»

Оглядываясь назад, многие эксперты говорят, вряд ли реформаторская команда имела целью именно фактическое сокращение количества поставщиков банковских услуг, по крайней мере, сначала. Обнаруженные внешним аудитом проблемы банков были масштабными и системными. Тем не менее, первым шагом навстречу проблемным банкам было предложено привести в соответствие с требованиями законодательства показатели их деятельности. Некоторым было предложено осуществить докапитализацию банковских учреждений, некоторым — устранить другие нарушения. Но украинский бизнес воспринимал такие предложения иногда не серьезно, иногда — как время для того, чтобы успеть осуществить еще большие нарушения. Именно этот момент стал поворотным для банковской системы в целом и для большего количества, как оказалось потом, банковских учреждений страны.

По официальным данным Национального банка Украины на 1 августа 2017 года в Украине насчитывалось 89 платежеспособных коммерческих банков, из них 38 — банки с иностранным капиталом. Активы банков — 1 263 470 млн гривен (482 768 млн — в иностранной валюте).

Всегда ли этот жесткий подход оправдывал себя и был бесстрастным, покажет история. Сейчас можно с уверенностью сказать, что банковская система была перестроена почти полностью и эта перестройка продолжается. Мы до сих пор наблюдаем информацию, которая периодически появляется в СМИ о банкротстве или ликвидации еще одного банка. Кроме того, мы становились свидетелями громких скандалов с участием так называемых «системных» банков и их переходом в собственность государства. Операционная эффективность банковского сектора несколько снизилась. Чистый процентный доход также сократился из-за высокой стоимости фондирования. С другой стороны, состоялся умеренный рост чистого комиссионного дохода благодаря восстановлению спроса на банковские продукты и повышению тарифов. Тем не менее, в 2016 году зафиксировано исторически высокий ущерб банковского сектора. По данным Национального банка Украины ущерб составил 159 млрд грн, который объясняют резервированием кредитного портфеля Приватбанка. Для остальных банков отчисления в резервы значительно снизились, а совокупные убытки уменьшились до 23 млрд грн (66 млрд грн в 2015 году).

Со своей стороны НБУ пытается улучшить этот трудный переходный период для стабильных банков. В течение 2016 регулятор в несколько этапов снизил ключевую % ставку рефинансирования для банков с 22% до 12,5%. Как результат — банки снизили процентные ставки по депозитам. Из-за необходимости докапитализации банков процент ОВГЗ и депозитных сертификатов НБУ с высокими процентными ставками выросли до четверти всех активов банковской системы.

Такая строгая капитализация

Фактически капитализация — это увеличение уставного фонда банков. Это процесс добавления к сумме банковского капитала действующей части прибыли (капитализация прибыли) или привлечения посредством публичного размещения акций. Проблема капитализации — проблема несоблюдения норматива адекватности регуляторного капитала банков по размеру активов. Это важно, ведь этот показатель отражает способность банка своевременно и в полном объеме рассчитаться по своим обязательствам, вытекающим из его операций. Именно этого требует НБУ от банков в Украине. В 2016 году принудительная капитализация была следующим шагом реформы банковской системы. В результате диалога регулятора и банковских учреждений был достигнут компромисс — постепенное увеличение капитала банками в 500 млн гривен до 2024 года. Нужно сказать, что регуляторы (НБУ и НКЦБФР) содействие банкам в поисках источников капитализации путем расширения разрешенных источников, в том числе за счет субординированного долга и нераспределенной прибыли. Смягчение произошло и в правовом регулировании процедуры увеличения капитала.

С другой стороны, на правительство Украины возложена обязанность осуществить докапитализации государственных банков. Лишь один Приватбанк необходимо докапитализировать, по оценкам НБУ, к 30 миллиардам гривен. Именно поэтому, в последнее время начался «бум» ОВГЗ. Государство выпускает облигации с весьма привлекательной доходностью, с другой — освобождает от налогообложения операции по ОВГЗ. Уже в сентябре правительство планирует выпуск еврооблигаций, так называемых Eurobonds на 500 млн долларов, выбрав организаторами выпуска J.P. Morgan, BNP Paribas и Goldman Sachs.

The road is narrow and long

Как уже говорилось выше, время покажет, что принесла перезагрузка банковской системы. Уже сейчас эксперты отмечают существенное сокращение дефицита государственных финансов. После изменения валютного режима с фиксированного на плавающий курс валют стабилизировался. Стабилизировалась инфляция. Ранее многие украинские банки привлекали депозиты, распределяя их между заемщиками, в итоге их не возвращали, а государство покрывало убытки за счет налогоплательщиков. Международные эксперты уже сейчас считают, что очистка банковской системы стало одним из важнейших антикоррупционных мероприятий на сегодня. Реформа, в том числе и в банковском секторе, позволила Украине получить очередные стабилизационные транши от Европы и «продвинуться далеко на запад».

Комментировать