Мнения

Законодательные базы Украины онлайн – есть ли перспектива?

verhovna_rada_33Министерством юстиции Украины создано новое государственное предприятие – «Национальные информационные системы». Главной задачей этой структуры должно стать администрирование единых и государственных реестров. Среди прочего в поле зрения вновь созданного ГП может попасть и главный информационный ресурс нормативно-правовой базы – портал zakon.rada.gov.ua, один из самых первых и старейших веб-порталов в органах государственной власти Украины. Один из основателей портала Сергей Антоненко говорит об основных этапах и проблемах работы открытой законодательной базы Украины, а также рассказывает, что происходит с этим проектом сейчас.

На сегодняшний день известный интернет-ресурс zakon.rada.gov.ua находится в критическом состоянии, и без принятия действенных решений на уровне руководства страны вряд ли продолжит свое существование в 2016 году. Хотя закон Украины «О Концепции Национальной программы информатизации» еще в 1998 году определял эту базу данных как стратегический информационный ресурс страны, однако статус подзаконных актов в ней (а на сегодня это почти 90% ее наполнения) продолжает быть неопределенным.

Согласно официальному ответу Управления компьютеризированных систем ВР, «распорядительные акты руководства Верховной рады Украины, регламентирующие порядок внесения в базы данных и размещения на официальном сайте парламента нормативно-правовых актов, не связанных с деятельностью Верховной рады Украины и ее органов – отсутствуют».

Не урегулированы эти вопросы и в недавно принятом положении «О веб-ресурсах Верховной рады Украины», утвержденном распоряжением председателя Верховной рады Украины № 699 от 19 мая 2015 года.

И это при том, что за все время существования бесплатный сайт zakon.rada.gov.ua, содержащий полную базу данных законов и подзаконных актов Украины, посетило более 40 млн пользователей по всему миру. Ежедневно около 350 000 из них открывают там в общей сложности около 1,5 млн документов.

На сегодняшний день база данных парламента «Законодательство Украины», доступ к которой происходит через интернет-портал, содержит около 500 000 документов. И это не только законы и постановления Верховной рады, но и нормативно-правовые акты других органов государственной власти, в том числе и те, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции. Все они – в актуальном состоянии, с редакциями и установленными связями (более 1 млн ссылок).

Вместе с тем, как свидетельствуют результаты исследований, для большинства официальных сайтов органов государственной власти, в том числе и Кабинета министров (kmu.gov.ua), и президента (president.gov.ua), характерно полное отсутствие действующих документов за период со дня независимости Украины до 2003–2004 годов (до 50% от общего объема). А в опубликованных – не отслеживаются ни действенность, ни изменения и дополнения.

Министерство юстиции Украины, которое отвечает за ведение Единого государственного реестра нормативно-правовых актов, на своем официальном сайте minjust.gov.ua рекомендует пользователям обращаться за электронными текстами нормативно-правовых актов, прошедших государственную регистрацию, на все тот же сайт zakon.rada.gov.ua.

По мнению Николая Швеца – первого руководителя Управления компьютеризированных систем Верховной рады (1991-2001 годы) – такая ситуация сложилась потому, что ни Кабинет министров, ни Министерство юстиции еще в 1994 году не поддержали инициативу парламента по созданию единой общегосударственной системы правовой информации Украины, а собственную альтернативную систему для органов исполнительной власти так и не построили. Также за последние 20 лет так и не был принят ни один из зарегистрированных законопроектов «О нормативно-правовых актах» и «О законах и законодательной деятельности».

С 1995 года через парламент Украины прошло восемь законопроектов от разных разработчиков, у некоторых из них имелось значительное количество редакций. Абсолютным рекордсменом оказался законопроект № 0894 от 06.11.1997: 13 редакций, более восьми лет рассмотрения в парламенте; он был отменен, так и не преодолев вето президента.

Видимо, поэтому, не удосужившись создать программное обеспечение по ведению информационного фонда Единого государственного реестра нормативно-правовых актов и осуществить первичное наполнение его баз данных силами собственного государственного предприятия «Информационный центр», Министерство юстиции вынуждено было привлечь в 2001 году нового технического администратора и ввести режим платного доступа к электронным документам из информационного фонда реестра.

20 копеек за килобайт с физических лиц и 40 с юридических – такие тарифы действуют на получение нормативно-правовых актов в виде файлов из этого реестра, 10 и 20 копеек – при простом просмотре текста нормативно-правового акта на экране компьютера без возможности распечатки и сохранения в файл.

А еще – обязательное требование для доступа: заключить письменное соглашение и согласиться с возможным штрафом в размере 50 000 гривен в случае «включения электронного файла с текстом закона или подзаконного акта из этого реестра в любые другие поисковые системы, базы данных или любые электронные издания и сборники, а также в любые печатные средства массовой информации, печатные сборники либо иные печатные издания, без согласования данного вопроса с администратором реестра».

Конечно, цена – копеечная, и каждый сознательный гражданин мог бы платить ее неоднократно в поддержку функционирования важного информационного ресурса страны, но…

При наличии бесплатного веб-сайта парламента – доступом к информационному фонду Единого государственного реестра нормативно-правовых актов за 15 лет его существования так почти никто и не воспользовался. По официальному ответу Минюста, пользователям предоставляется в среднем 30–70 файлов в год, всего же за весь период существования реестра с него выдано около 8 Мб информации.

И сегодня еще, на пятый год действия закона Украины «О доступе к публичной информации», этот денежный «рудимент» на пути свободного доступа к электронным документам из информационного фонда Единого государственного реестра нормативно-правовых актов остается действующим в регуляторных актах Кабинета министров и Министерства юстиции, которые окончательно не приведены в соответствие с действующим законодательством.

Также, по полученной нами информации, среди органов государственной власти своим правом на бесплатный доступ к информационному фонду реестра воспользовалась только Верховная рада Украины.

При этом следует отметить, что бюджетные средства на создание и функционирование Единого государственного реестра нормативно-правовых актов ни в один год государством не выделялись.

С апреля 2011 года функции «по развитию правовой информатизации» и «обеспечению функционирования единой системы правовой информатизации» в Украине (определялись в соответствующих «Положениях о Министерстве юстиции Украины» с декабря 1991 года) перестали быть закреплены за этим министерством.

Также в течение всего этого времени органы государственной власти, вместо совместного участия в создании единой общегосударственной системы правовой информации Украины, пользовались и продолжают использовать в своей деятельности информационно-поисковые системы коммерческих разработчиков в области права, платя ежегодно десятки миллионов бюджетных средств на счета частных предприятий только за временное право доступа к нормативно-правовой информации.

На сегодняшний день ни один из органов государственной власти свои нормативно-правовые акты Научно-исследовательскому институту информатики и права для размещения в базах данных не предоставляет. С начала 2015 года сотрудники института работают на условиях неполной рабочей недели, а с принятием новых изменений в государственный бюджет финансирование с сентября будет еще больше урезано, что приведет к постепенному прекращению сопровождения подзаконных актов в базах данных и на сайте парламента.

Сергей Антоненко, член общественного совета при Государственном агентстве по вопросам электронного правительства.

По материалам Форбс Украина.