"Налоги по-украински" Выбор редакции

Налоги vs льготы

Одной из проблем современной украинской системы налогообложения является наличие значительного количества льгот почти от всех налогов, количество которых растет с каждым годом.

Постоянное их изменение и чрезвычайно большое количество не имели, да и не имеют достаточного социально-экономического обоснования и расчета их стимулирующей роли в развитии экономики страны. Это, в свою очередь, влияет на создание неравной налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования при распределении налогового бремени и неравных условий функционирования эффективных предприятий различных отраслей экономики.

Государственная поддержка книгоиздания

Предоставление налоговых льгот, обусловленное лоббированием интересов определенных структур, приводит к экономически неоправданному распространению этих самых льгот без расчета любой экономической целесообразности. Например — государственная поддержка книгоиздательской деятельности в течение более чем 10 лет предоставляется в виде налоговых преференций. Однако, это не улучшило ситуации с выпуском книг в Украине. Так, в 2001 году годовой тираж книг составил 50,3 млн. экз., в 2017-м — только 45,1 млн. экз., или менее одной книги на одного жителя страны.

Цель государственной поддержки книгоиздательской деятельности ни по удешевлению стоимости украинской книжной продукции, ни по модернизации производственных мощностей за счет налоговых льгот не достигнута. При этом, как показывает мировой опыт,

в большинстве развитых стран, где не применяются никакие налоговые рычаги с целью поддержки книгоиздательской сферы или льготы предоставляются путем установления пониженных ставок НДС только на операции по поставке книг специализированного, научного, художественного, культурного и образовательного содержания, книжное дело является прибыльной отраслью.

Как считаются льготы

Налоговым кодексом Украины и другим законодательством предусмотрено около 260 льгот по уплате налогов и сборов, почти половина из которых — это льготы по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС). Соответствующим Постановлением КМУ от 27.12.2010 № 1233 предусмотрено формирование отдельного отчета по объемам сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, который подается в фискальную службу.

Кодификацию налоговых льгот осуществляет Государственная фискальная служба Украины, которая ежеквартально издает справочники налоговых льгот и других потерь бюджета.

Интересно, что к льготам и потерям бюджета фискальным органом относятся операции, которые в соответствии с налоговым законодательством вообще не являются объектом налогообложения определенным налогом или сбором (например экспорт подакцизных товаров).

Наличие в справочнике норм, которые по своей экономической сути нельзя отнести к налоговым льготам, приводит к тому, что как государство, так и субъекты предпринимательской деятельности не имеют достоверных данных о сумме предоставленных (полученных) налоговых льгот.

Все эти льготы, и не совсем льготы, кроме того, что указываются в налоговой отчетности, так еще и дополнительно в отдельном отчете 1-ПП, который, по сути, является не налоговым, а статистическим. А зачем нам дублирующий отчет? Этот вопрос будет вполне логичным. А ответ таков —

налоговый орган хочет контролировать все и даже в двойном размере (в отчетности по отдельному налогу и еще и в отдельном отчете).

Исходные данные экономического прогноза страны

А результат фискального контроля такой — информация фискальной службы о суммах недопоступлений в государственный бюджет в связи с получением субъектами хозяйствования налоговых льгот является недостоверной, а суммы, задекларированные пользователями льгот, — существенно заниженными. Так, по оценке Счетной палаты, проведенной на основании данных налоговых деклараций по НДС, объемы недопоступлений за счет одной из льгот по НДС в государственный бюджет составили 63,6 млрд грн (2015 год — 20,1 млрд грн, 2016 год — 24,2 млрд грн, 9 месяцев 2017 — 19,3 млрд грн), то есть в пять раз больше, чем по данным ГФС (Решение Счетной Палаты — http://www.ac-rada.gov.ua/doccatalog/document/16755666/R_RP_4-6_2018.pdf?subportal=main).

И данная информация в течение долгого периода времени используется властями для прогнозирования экономического состояния нашей страны, является информацией для расчетов при формировании показателей бюджета, краткосрочного и среднесрочного бюджетного планирования. А что можно прогнозировать, основываясь на данных, которые в несколько раз отличаются от реального положения вещей? И необходима ли фискальным органам отчетность, которую он не в состоянии контролировать? Здравый смысл говорит — нет, а вот контролирующий орган имеет противоположное мнение.

А фискальной службе следует вспомнить и задуматься над выражением великого Махатма Ганди: «Если контроль приходит извне, он еще более губительный, чем отсутствие контроля. Контроль приносит пользу только тогда, когда он выходит из середины».

Читайте также: Налог на выведенный капитал. Четвертый год надежды…

  •  
  •  

Комментировать