"Налоги по-украински"

Реформы большие и малые: улучшают или ухудшают?

  • 0
  • 0

И снова возвращаясь к теме реформирования в сфере налогообложения стоит задуматься о том, стоит ли называть реформами то, что не работает или ухудшает положение дел.

Итак, уже вторая половина июля 2017, а нормы Закона Украины от 21.12.2016 №1797 по улучшению инвестиционного климата так и остались в определенных случаях только нормами на бумаге. Сегодня мы акцентируем внимание на расчете пени за несвоевременную уплату налогов в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины, одного из видов финансовой ответственности, применяемой в большинстве случаев при самостоятельном доначислении плательщиком налоговых обязательств в соответствии с уточняющими расчетами или по результатам контрольно-проверочной работы.

Снижена учетная ставка НБУ: как это работает?

С 1 января 2017 законодательно существенно снижен размер учетной ставки НБУ с 120% до 100%, которая используется для расчета пени, и изменен порядок ее расчета. Но полгода оказалось недостаточным периодом по имплементации данных норм Государственной фискальной службой, а именно: на сегодня пеня по налогам автоматически рассчитывается по старым, недействующим нормам и приводит в лучшем случае к неправомерному списанию в 2017 году средств налогоплательщиков в размере, который превышает законодательно установленные размеры на 20 и более процентов, а у некоторых налогоплательщиков — к формированию задолженности по уплате налогов с последующим применением новых штрафов.

То есть, у налогоплательщика автоматически и незаконно изымают его собственные средства, при этом если учесть, что начисление пени осуществляется без формирования любого документа, который можно было бы обжаловать, то у налогоплательщика почти отсутствуют механизмы воздействия на контролирующие органы по поводу исправления ситуации. Писать письма бесперспективно, судиться на бездействие — долго и дорого. Вот и остаются налогоплательщики один на один со своими проблемами, пытаясь их решать.

Кто отвечает?

И здесь возникает вопрос об ответственности представителей исполнительной власти за невыполнение норм Закона. В Украине за нарушение норм налогового законодательства к плательщику может применяться финансовая, административная и уголовная ответственность, а к контролирующим органам — почти никакой. При таких условиях стоит говорить о равенстве налогоплательщиков и контролирующих органов — сторон в вопросах администрирования и сборов налогов?

Возможно для паритетности уместно уже и для представителей органов исполнительной власти за невыполнение норм Закона также вводить финансовую ответственность? А что об этом думает драйвер реформ, который должен отслеживать процессы по выполнению нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения?

Видимо, наши реформаторы забыли о том, что в далеком прошлом говорил Аристотель: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше».

Читайте также: Реальная жизнь электронного администрирования НДС

  • 0
  • 0

Комментировать